Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» № 583 от 6 декабря 2017 г.

Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года

Единый календарный план всероссийских и межрегиональных мероприятий в области популяризации добровольчества (волонтерства) на 2018 год

ВОЛОНТЕРСТВО КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы, на которые опираемся и мы:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада, целью которой является объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.

Основная задача – это внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении, что включает в себя:

  • свободное объединение родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением;
  • создание возможности родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;

Задачами волонтерской деятельности в детском саду также являются:

  • расширение представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
  • овладение практическими навыками волонтерского движения всех участников образовательного процесса;
  • формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном движении;
  • создание системы работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении.
  • создание методических рекомендаций по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах;
  • разработка новых форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

Спроектированная система волонтерского движения в МДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Создание волонтёрской деятельностив детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

На начальном этапе организации волонтерского движения в детском саду был проведен анализ отношения педагогов и родителей к волонтерской деятельности, изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России, анкетирование родителей «Помощь не просят, ее предлагают», в которую вошли следующие вопросы:

  • Имеете ли Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в Вашем регионе?
  • Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского отряда ДОУ?
  • Что и кто может являться базой реализации волонтерской деятельности отряда?
  • Какую помощь может оказать волонтерский отряд дошкольному учреждению?
  • Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
  • Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?
  • Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?

Что практически могут предложить родители в рамках волонтерской деятельности в детском саду: изготовление с детьми поделок к различным праздникам для пожилых людей; организация и проведение концертов для ветеранов в детском саду; сбор вещей для малообеспеченных семей; благотворительной помощи бездомным животным; всевозможные акции: «Все цветы детям», «Защитим лесную красавицу», «Любимой игрушке вторую жизнь», «Игрушки своими руками», «Неси добро людям»; тематические фотовыставки и многое другое.

Данная совместная деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.

Одна из глубинных человеческих потребностей — стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.

Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени родителей совместно с детьми, педагогами в группах и на территории детского сада.

Волонтерская деятельность позволит создать атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.

Таким образом, организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.